ИГНАТИЙ (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов)

ИГНАТИЙ (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов)
(5(17). 02. 1807, с. Покровское Грязовецкого у. Вологодской губ. - 30. 04(12. 05). 1867, Николо-Бабаевский монастырь Костромской губ.) - церковный деятель, богослов, религиозный писатель. В 1988 г. причислен к лику святых Рус. православной церковью. Еще с отрочества полюбил читать духовные книги и в 15 лет мечтал о монашестве. Учился в Главном инженерном училище, где разуверился в духовной пользе наук. В Александро-Невской лавре познакомился с о. Леонидом (Наголкиным) -в будущем основателем оптинского старчества. После непродолжительной службы в Динабургской крепости добился отставки в чине поручика в 1827 г. и вместе со своим другом М. В. Чихачевым начал странствия по монастырям. В 1831 г. принял монашество, в 1833 г. возведен в сан игумена строящегося Пельшемского монастыря Вологодской губ. В 1834 г. по указанию Николая I становится настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом, возводится в сан архимандрита. Он возрождает эту обитель, проведя в ней 23 года и создав там большую часть своих произв., в т. ч. "Отечник" (Избр. изречения святых иноков и повести из жизни их... 3-е изд. Спб., 1891) - свод рассказов из жизни монахов и их поучений. В 1857 г. становится епископом Кавказским и Черноморским, а в 1861 г. уходит на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Большая часть духовно-учительной прозы И. собрана в 2-х т. "Аскетических опытов" (Спб., 1865). Особенно ярко писательский талант И. проявился в поэтически-созерцательных миниатюрах "Житейское море", "О слезах", "О чистоте", "Кладбище", "Совесть" и др. Опираясь на творения святых отцов, И. развивает православное учение о человеке. В учении о спасении уделяет большое внимание идее духовно-нравственного возрождения человека, объективным условием к-рого полагает искупительный подвиг Христа, а субъективными условиями - свободное произволение, совесть, веру и пожизненное жрестоношение. Совесть оценивается как показатель духовной свободы человека и его нравственного состояния, сравнивается с книгой самопознания. По своей природе она есть чувство человеческого духа, различающее добро от зла яснее, чем ум, естественный закон,  руководивший человеком до закона письменного. Известно письмо И. о кн. Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями", сохранившееся в копии оптинского старца Макария: "Виден человек, обратившийся к Богу с горячностью сердца. Но для религии этого мало... Она (книга) издает из себя и свет и тьму. Религиозные его понятия не определены, движутся по направлению сердечного вдохновения, телесного, безотчетного, душевного, а не духовного". Философское значение имеет богословское соч. И. "Слово о смерти" (1863) и "Прибавление к "Слову о смерти". Высказанная там со ссылкой на Макария Египетского и др. отцов церкви мысль о наличии у ангелов души и духов особого эфирного тела, признание бестелесности лишь за бесконечным Богом вызвали оживленную полемику (см., напр., рец. свящ. П. Матвеевского на "Слово о смерти" // Странник, 1863. Сент. Отд. III. С. 26-36). Свое утверждение И. основывал на критике учения Декарта о дуализме материи и духа: "Декарт не видит никакой связи, никакого сродства - употребляем техническое выражение химии - между духом и веществом". Зап. богословы и рус. критики усваивают, по мнению И., мнение Декарта. Флоровский обращает внимание на проблематичность понимания И. воскресения: ведь если душа сохраняет после смерти эфирное тело, то зачем ей возвращаться в более грубое? И. выступал за союз богословия с положительными науками, выше всего ставя среди них математику и химию, обращался к математической теории о бесконечном, объясняя отношение твари к Творцу. Он рассматривал Вселенную и ее составные части как числа. Все, что существует в природе, подвержено изменению, как и числа, неизменным является лишь бесконечное, представляющее собой единственное существо, в отличие от многообразных явлений видимого мира. И. видит истинную философию в синтезе знаний положительных наук и подвижничества православной Церкви. Говоря о необходимости знания математики для философа, он ссылался на авторитет Платона (см.: Соч. Спб., 1905. Т. 3. С. 122-125). Автор исповедально-автобиографического соч. "Плач мой" (Спб., 1865).


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ИГНАТИЙ (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов)" в других словарях:

  • Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) — епископ кавказский и черноморский (1807 1867). Окончил курс в инженерном училище (см. Н.С. Лескова : Инженеры бессребреники ). В 1831 г. принял монашество, долго был настоятелем Сергиевой пустыни (близ Петербурга); в 1861 г. удалился на покой и… …   Биографический словарь

  • Игнатий Дмитрий Александрович Брянчанинов 1807 - 67 — Дмитрий Александрович Брянчанинов Епископ Игнатий (в миру  Дмитрий Александрович Брянчанинов; 5 февраля 1807, село Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии  30 апреля 1867, Николо Бабайский монастырь, ныне в …   Википедия

  • Дмитрий Александрович Брянчанинов — Епископ Игнатий (в миру  Дмитрий Александрович Брянчанинов; 5 февраля 1807, село Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии  30 апреля 1867, Николо Бабайский монастырь, ныне в …   Википедия

  • Брянчанинов, Дмитрий Александрович — Дмитрий Александрович Брянчанинов Епископ Игнатий (в миру  Дмитрий Александрович Брянчанинов; 5 февраля 1807, село Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии  30 апреля 1867, Николо Бабайский монастырь, ныне в …   Википедия

  • Брянчанинов Дмитрий Александрович — Дмитрий Александрович Брянчанинов Епископ Игнатий (в миру  Дмитрий Александрович Брянчанинов; 5 февраля 1807, село Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии  30 апреля 1867, Николо Бабайский монастырь, ныне в …   Википедия

  • ИГНАТИЙ — (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) [5 (17) февраля 1807, с. Покровское Грязовецкого у. Вологодской губ. – 30 апреля (12 мая) 1867, Николо Бабаевский монастырь Костромской губ.] – русский церковный деятель, богослов, религиозный писатель.… …   Философская энциклопедия

  • ИГНАТИЙ АНТИОХИЙСКИЙ —     ИГНАТИЙ АНТИОХИЙСКИЙ ( Ιγνάτιος, Ignatius) Игнатий Богоносец, (кон. 1 в. ум. 107/117) церковный деятель, епископ Антиохии, один из т. н. “апостольских отцов” христианских писателей и богословов следующего после апостолов поколения. Казнен в… …   Философская энциклопедия

  • Игнатий — I (?  около 1640), русский патриарх в 1605 06 (назначен Лжедмитрием I) и в 1611 12 (восстановлен польскими интервентами), грек. С 1593 в России. С 1612 в Литве, принял унию. II в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, (1807 1867), православный… …   Энциклопедический словарь

  • Брянчанинов — Брянчанинов; Брянчаниновы древнейший русский дворянский род. Брянчанинов, Александр Семёнович  губернатор Самарской губернии, брат Николая Семёновича, племянник святителя Игнатия. Брянчанинов, Георгий (в миру Глеб Анатольевич, р. 1919)  …   Википедия

  • ИГНАТИЙ — (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) (5(17).02.1807, с. Покровское Грязовецкого у. Вологодской губ. 30.04(12.05).1867, Николо Бабаевский монастырь Костромской губ.)    церковный деятель, богослов, религиозный писатель. В 1988 г. причислен к …   Русская Философия. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»